Новинки дубоведения. Музыкальный феномен "ДР"

Современная музыка сложна и многообразна. В отечественном музыкознании, к сожалению, еще не сформировалась традиция тщательного научного исследования новых музыкальных явлений, и музыкальная критика прибегала лишь к поверхностному освещению под воздействием идеологических установок, которые приводили к одностороннему раскрытию сущности художественных направлений и тенденций, возобладавших в современной музыкальной культуре конца нынешнего столетия. Поэтому исследователям наших дней досталось обширное поле для выявления новых особенностей взгляда на мир, природы стилистических исканий, ранее не привлекавших специального внимания. Возникающие новые эстетические феномены являются благодатным материалом для музыкально-теоретических обобщений, позволяющих преодолеть устаревшие подходы, выявить те конкретные свойства, которые раньше оставались в тени. Как нельзя более подходящим объектом изучения новейших жанрово-стилистических поисков в некоем глубинном измерении является творчество "Дубовой рощи".

Музыковеды при первом же знакомстве с группой отмечали неординарность художественного языка и, в то же время, явную неотстраненность от корней национальной культуры. Сегодня можно смело утверждать, что формирование посредством сложных психических и эстетических процессов новых элементов музыкального мышления произошло не случайно, а было подготовлено всем предшествующим этапом развития современной музыки. Веским аргументом в пользу такой позиции выглядит общепризнанная концепция изначального синкретизма, согласно которой новые явления отпочковываются, вызревают, подобно ветвям дерева, из первоначально синкретически неделимого единства. Попробуем же заглянуть вглубь этого уникального явления.

"Дубовая роща", опираясь на традиции русской музыки, смело обогатила музыкальный язык светлыми гармоническими красками и глубоким, общественно значимым содержанием своих композиций. Обращение к экспансивным, гротесковым образам-символам иногда вызывает некоторый шок у неподготовленного рецепиента с устоявшимися морально-нравственными нормами. Но не нужно останавливаться на внешнем восприятии тематического. В отчасти диссонансных, но в то же время таких близких простому россиянину образах одноногой девушки в зеленой лосине, трусов в горошек, унитаза сокрыт нетривиальный философский смысл. Тема одинокого человека - непонятого, задыхающегося в смраде серой постиндустриальной реальности - единой связующей нитью проходит через все творчество дубовиков. В свете вышеуказанного каждая композиция предстает не просто "точкой в пространстве", а звеном последовательной логической цепочки развития главной идеи, лейтмотива творчества.

На протяжении всей деятельности "Дубовой рощи" наблюдается возникновение некоторых нарушений устаревших эстетических канонов, отживших норм и одновременное узаконивание этих аномалий. Но при всей нестандартности подхода к музыкальному изложению, участники группы опираются на прочный фундамент экмелического интонирования при организующей роли ритма. А как светло и по-новому воспринимаются в композиции "Трусы в горошек" до боли знакомые кварто-квинтовые тональные соотношения в припеве! Теснейшее взаимодействие музыкальных и поэтических форм, на значительную роль которого еще в свое время указывала В.Васина-Гроссман, зафиксировано в индивидуальном творческом решении композиции "Унитаз", где куплет построен по принципу амфибрахированного стихосложения, причем он проводится дважды, разделяясь рефреном "Унитаз, унитаз о-о-о-о-о!". Здесь статическая функция повторности выражает идею утверждения основной музыкальной мысли.

Привлекает к себе внимание обращение дубовиков к незаслуженно забытому приему мелодизированного речетатива. В композиции "Криминальная хроника" тема, построенная на изящной мелодической линии солиста, слегка оттеняется нетривиальным решением в басу. Парные терцовые соотношения довольно-таки нетипичны для жанра гражданской лирики. А тематическое содержание композиции "Хромая бабушка" передается скорее не столько интонационными оборотами, сколько характером движения, предусматривающего изменчивость всех параметров.

Еще одна особенность отличает произведения "Д.Р." - использование мажорной заключительной каденции, корнями уходящей к рубежу 17-18 веков (ярко выраженной в творчестве И.С.Баха) и ведущей слушателя к созданию неповторимого ощущения нравственного просветления, катарсиса. А в финале композиции "Настя" тонко воспроизведена стилистика венской классической школы с ее характерными каденционными оборотами на доминанте и тонике.

Но все же необходимо поставить перед дубовиками ряд проблем музыкального изложения. Например, проблема развертывания вокально-мелодической линии. Неполное использование выразительных возможностей мотивного развития ведет к статичности вокальной мелодики. Наблюдаемая тенденция усложнения инструментальных партий вступает в противоречие с бледным развитием интонационного ядра. Путь к устранению этих недостатков мог бы пройти через тщательное изучение музыкантами образцов вокально-композиторского мастерства Ф.Шуберта. Много еще поисков предстоит в области гармоничного сочетания вокального и инструментального начал.

Таким образом, рассматриваемый нами музыкальный стиль творческого объединения "Дубовая роща NO 6/17 ХО" имеет ярко индивидуальный облик, обусловленный уникальным сочетанием различных сторон типического. Синтез, казалось бы, полярных качеств музыкального языка в новых комбинациях приводит не к антагонизму средств, а обогащающе-продвигающему взаимодействию.

Назревающая перемена художественного мировосприятия конца ХХ века отразилась в становлении качественно новых закономерностей музыкального менталитета.

Юлия Цуккерман.
"У Лукоморья",
7.09.1995.


© Творческое объединение "Дубовая роща № 6/17 ХО", 1989-2024.